История программы




Главная страница
История программы «Общественное мнение»
Архивы программы «Общественное мнение»
Персональные страницы участников программы «Общественное мнение»
Новости
Статьи и идеи участников программы «Общественное мнение»
Предложения


Карта сайта

Напишите нам!

Программа «Общественное мнение»: становление и основания для гордости

Главный социолог Гособразования СССР, научный руководитель программы «Общественное мнение» А.А. Овсянников


 1    2    3    4    5    


Главная задача начала Программы была в заявлении её работоспособности. Без этого денег никто не даст. Министр попросил оценить ход перестройки в системе образования. Кто сможет предложить проект этого исследования? Первыми из строя вышли нижегородцы: «Что там ты говоришь? Опрос о перестройке системы образования? О состоянии системы образования? Сделаем!».

Первый проект программы «Общественное мнение» строился в Нижнем Новгороде. Тогда ещё он был Горьким. В проектировании этого первого, дебютного, а, следовательно, важнейшего исследования в Горький приехали социологи из разных городов Союза. Там мы познакомились и в дальнейшем сдружились.

Мне приятно сегодня вспомнить ту, первую команду социологов программы. Василий Иванович Мишин – человек благословивший программу «Общественное мнение». С. Балабанов и А. Иудин из Нижнего Новгорода, Д. Ротман из Минска, В. Нечаев из Москвы, В. Рахманин из Воронежа, М. Лисаускене из Иркутска, С. Туманов из Москвы, А. Верецкая из Воронежа, Н. Маликова из Екатеринбурга, В. Лисовский из Санкт-Петербурга, И. Леонавичюс из Вильнюса, Е. Якуба из Харькова, Н. Свиридов из Владивостока, Л. Дрёмин из Уфы, Л. Филинская из Харькова, Э. Кюрегян из Еревана, Л. Прошкин из Кемерово, Ш. Хасанова из Душанбе, Т. Кухтевич и В. Добрынина из Москвы, А. Арбенина из Харькова. …Много еще кого хотелось бы вспомнить…

Первый текст нашего отчёта писался в Томске. Уже через 2 месяца после опроса текст отчёта лежал на столах Ягодина и Перегудова. Таких темпов полевой и аналитической работы отечественная социология просто не знала. Мы торопились. От наших результатов менялся контур управления гигантской отраслью.

Ягодин пригласил меня на совещание, которое он проводил у себя в кабинете. Толь-ко начальники главков. Два-три ректора крупнейших вузов страны. Важна была смысловая конструкция совещания. Она была не только необычной, но и вовсе неведомой всем участникам совещания. Министр, спрашивая о каких-либо обстоятельствах развития системы образования, получал вполне «адекватный» ответ: «За это время нами построено… Введено… Организовано… Освоено…». Всё сопровождалось сведениями о млн. руб., тыс. ед., млн. кв. м., тыс. чел. … Что-то делалось в системе образования. У Ягодина на столе лежал какой-то текст густо помеченный жёлтым маркером.

«Товарищ Валуев, – обращается он к могущественному начальнику планово-финансового главка, – вот Вы говорите о том, что Вами освоено вполне приличные средства, но вот объясните мне, почему 87% преподавателей вузов недовольны состоянием материальной базы своих институтов и университетов? Почему 93% директоров школ и вовсе не замечают каких бы то ни было улучшений в их школах? Где тут перестройка, а где болтовня о перестройке?».

Слова министра действовали наповал. Впервые реальный, а не отфильтрованный спецслужбами и идеологическими «промокашками» голос народа ворвался в кабинеты власти. После этого совещания с главным социологом Гособразования СССР стали искать знакомства в аппарате, стали здороваться. Меня стали приглашать на заседания коллегии Гособразования СССР. Обязательной практикой стали рассылки всех наших исследований членам коллегии и руководству Гособразования СССР. Так мучительно и медленно практика включения общественного мнения в контур управления государственным управлением осваивалась в практике деятельности Гособразования СССР. Нас вскоре стали приглашать и в ЦК КПСС, и в Верховный Совет, и в правительственные органы. Программа «Общественное мнение» становилась экспертной социологической площадкой по экспертизе проектов государственных решений.

«Толя, – спросил меня Ягодин после первого отчёта программы о ходе перестройке в системе образования, – а почему Ваш отчет назван предварительным отчётом. Что будет и окончательный?». «Нет, – ответил я, – окончательный отчёт у Вас на столе. Это всего лишь уловка. Если бы Вы вдруг после прочтения отчёта устроили мне выволочку, то ссылка на промежуточность отчёта позволила бы мне с достоинством уйти из вашего кабинета. Уйти навсегда». Ягодин пожал мне руку и сказал, что все, что мне будет нужно для развития программы «Общественное мнение», он мне даст.

Программа обретала лицо и становилась управленческой культурой. После нас были многие. Но мы были первыми в этой новой культуре социального управления.


 1    2    3    4    5 


    Наверх