История программы




Главная страница
История программы «Общественное мнение»
Архивы программы «Общественное мнение»
Персональные страницы участников программы «Общественное мнение»
Новости
Статьи и идеи участников программы «Общественное мнение»
Предложения


Карта сайта

Напишите нам!

Программа «Общественное мнение»: становление и основания для гордости

Главный социолог Гособразования СССР, научный руководитель программы «Общественное мнение» А.А. Овсянников


 1    2    3    4    5    


Перегудов стал не просто замом у Ягодина, но и его сратником и другом. Феликс Иванович был кибернетиком. Системщиком, – так он любил себя называть. Для него было очевидным правило Норберта Винера, основателя кибернетики, о том, что никакая сложная система не может эффективно управляться без обратной связи между объектом управления и системой управления.

Перегудов кожей чувствовал потребность при принятии решения в отклике на его решения со стороны гигантской системы, руль которой волею судеб он держал в своих руках. А система была поистине гигантской. Страна, численностью более чем 250 миллионов человек, через детей системы дошкольного и школьного образования, учащихся начального, среднего и высшего профессионального образования, слушателей и аспирантов системы поствузовского обучения прямо или косвенно (то есть через родителей и родственников обучающихся) была связана с то ли с 75 миллионами человек, то ли с 80 миллионами. От росчерка пера чиновника в кабинете здания по улице Люсиновской 51 зависели судьбы миллионов жителей страны.

Размышляя и о масштабах работы, и о грузе ответственности за принимаемые решения, Феликс Иванович цитировал Маркса: «Коммунист должен уметь слышать, как растёт трава». Для него было понятно, что механизмом такого слышания для руководителя гигантской, интеллектуальной, крайне неоднородной и социализированной отраслью могла быть только система изучения общественного мнения, системы ценностей и мотиваций людей, включённых в систему образования. Без изучения общественного мнения всех агентов системы образования, всех её работников, всех, кто хотя бы косвенно с ней связан, управление не имеет смысла. Люди должны быть участниками управленческого процесса.

В круг обсуждаемых тогда интеллигенцией тем входила тема о создании государственно-общественной системы управления. По стране мощно звучал набат колокола матвеевской «Учительской газеты». Набат тревоги: «Система образования страны и её школа находятся в катастрофическом положении! Надо спасать учительство страны!».

Перегудов убедил Ягодина в необходимости создания особой службы в Гособразовании СССР, которая бы обеспечивала аппарат управления системой образования достоверной информацией о мнениях учителей и преподавателей, ректоров вузов и директоров школ и ПТУ, работников региональных органов управления, мам и пап обучающихся в системе детей. Решили, что это будет научно-техническая программа, особо финансируемая, но автономная и самоуправляемая: и министр Ягодин, и его заместитель Перегудов, боялись, что эта система станет угодничать и поставлять комплиментарную информацию.

Ягодин спросил: «Кто бы из социологов мог создать такую систему? Я боюсь, что если мы пригласим кого-нибудь из Москвы, то не оберёмся в проблемах его обустройства. И как бы не погрязнуть в интригах… Сейчас и в ЦК много разных мнений и сил». Перегудов пообещал, что он найдёт человека, способного сделать проект. Они принципиально решили, что это будет человек из провинции, не связанный с московскими правилами жизни. Им были нужны результаты, а не политесы. Им была нужна правда о жизни, а не мифология жизни, угодная любому начальнику.

Через неделю после этого разговора я был в Москве. Долгий разговор с Феликсом Ивановичем. Встреча с Ягодиным. Внешне это был формальный разговор. Можно сказать, «о том, о сём». Энергетика разговора была сверхсильной. Пронзительные глаза Ягодина. Хорошо заваренный чай. Роскошный кабинет. «Что намерены делать по изучению общественного мнения?». Кожаное кресло, в котором тонешь. «Читали ли Оруэлла? Как он Вам?». Поговорили минут тридцать. Вышел из кабинета с прилипшей к спине рубахой. Поговорили в кабинете Феликса Ивановича… Распрощались. Вечером позвонил Перегудов: «Министр сказал, – действуй!».

Продолжение см. на след. стр.


 1    2    3    4    5 


    Наверх