История программы




Главная страница
История программы «Общественное мнение»
Архивы программы «Общественное мнение»
Персональные страницы участников программы «Общественное мнение»
Новости
Статьи и идеи участников программы «Общественное мнение»
Предложения


Карта сайта

Напишите нам!

Программа «Общественное мнение»: становление и основания для гордости

Главный социолог Гособразования СССР, научный руководитель программы «Общественное мнение» А.А. Овсянников


 1    2    3    4    5    


Знаменательно, что Горбачёв начал Перестройку с системы образования. Образование всегда и везде было институтом идеологическим и состояние в системе образования задавало вектор развития страны лет на 25-30. Как обстоят дела в системе образования, таковым и будет качество развития страны. Качество социального капитала, производимого системой образования Советского Союза, не устраивало руководителей страны. Страна нуждалась в новой генерации советского человека, в новом поколении специалистов, которых уже тогда метко окрестили «прорабами перестройки». Блестящее выступление Ягодина на пленуме ЦК КПСС по научно техническому развитию страны перевернуло жизнь ректора Менделеевки. Его заметил Горбачёв и предложил возглавить министерство высшего и специального образования страны. Ягодин согласился. Это был его звёздный час.

В то время актуальными и по-новому воспринимаемыми были тексты русских философов, историософов, писателей с размышлениями о судьбах России. Особенно ярко говорил из глубины веков Ф.М.Достоевский: «По моему бедному суждению, на просвещение мы должны ежегодно затрачивать, по крайней мере, столько же, как и на войско, если хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав, – взяв и то, что время уже слишком упущено, что и денег таких у нас не имеется и что, в конце концов, всё это будет только толчок, а не нормальное дело; так сказать, потрясение, а не просвещение… Заметьте, что я ценю всё на деньги; но разве это верный расчёт? Деньгами ни за что не купишь всего… Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете. Учитель – это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Но, положим, наделаете деньгами не только учителей, но даже, наконец, и учёных: и что же? – всё-таки людей не наделаете. Что в том, что он учёный, коли дела не смыслит? Педагогии он, например, выучится и будет с кафедры отлично преподавать педагогию, а сам всё-таки педагогом не сделается. Люди, люди – это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь, и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются; ну а на века надо время, годков эдак двадцать пять или тридцать, даже и у нас, где века давно ничего не стоят…». Да и сегодня, после 23 лет начала перестройки, разве не актуальны эти слова?

Горбачёв обещал Ягодину всемерную и политическую, и финансовую поддержку. «Надо действовать». Ягодин и должен быть создать систему образования, но уже не «кузницу кадров», а систему по производству специалистов с инновационными потенциалами и способными к жизни в новых постоянно меняющихся социальных практиках нового открытого мира. Советский Союз тогда заявил о своём новом месте в мире, предложив повестку для обсуждения нового мирообустройства без конфронтаций и изнурительной «холодной войны». Стране требовались люди, способные к построению нового открытого и гуманного общества. «Люди, люди – это самое главное…».

Ф.И. Перегудов

Одним из первых и решительных шагов Ягодина были действия по модернизации системы управления образованием в уже тогда новой послебрежневской и явно постсталинистской стране. И здесь остро стоял вопрос о людях. Ягодину повезло. Ему назначили первым заместителем министра Перегудова Ф.И., уже работавшего тогда первым замом у всесильного министра российской высшей школы Образцова.

Продолжение см. на след. стр.


 1    2    3    4    5 


    Наверх