История программы




Главная страница
История программы «Общественное мнение»
Архивы программы «Общественное мнение»
Персональные страницы участников программы «Общественное мнение»
Новости
Статьи и идеи участников программы «Общественное мнение»
Предложения


Карта сайта

Напишите нам!
А.А. Овсянников



Главный социолог Гособразования СССР, научный руководитель программы «Общественное мнение» А.А. Овсянников:

Заявляю без особых обоснований ряд тезисов, которые позволяют говорить об уникальности программы «Общественное мнение» и постановки системы изучения общественного мнения в органах государственного управления.

  • Это был первый реализованный проект изучения общественного мнения в СССР, включённый в контур социального управления государственного управления. Гособразование СССР – это ведомство, затрагивающее интересы 75-80 млн. человек.
  • Это была первая территориально-распределённая система организации научно-исследовательских социологических программ. В такой организации система вузов становится естественной опорой вовлечения исследователей провинциальных вузов в централизованную программу. Это означает, что система приобретает функции передачи опыта и формирования культуры социологических исследований. Одновременно с этим, возникает эффект социального лифта, когда периферийный вуз становился лидером во всесоюзном проекте, выиграв заявку на его проведение.
  • Это была социальная система востребования провинциальных социологических центров и провинциальных социологов. Иудин, Свиридов, Верецкая, Маликова, Лисаускене, Ротман, Хасанова, Дрёмин, Прошкин, Шувалова, Арбенина, Туманов, Рязанцев, Ростовцев, Бойко, – это всего лишь беглый список социологов, взрастившихся в программе «Общественное мнение».
  • Это была система с ярко выраженной установкой на либеральную мобильность при продвижении себя в программе: главной оценкой в программе была компетентность и способность предложить проект по актуальным проблемам системы образования и общества. Главным дефицитом и была компетентность. Программа постоянно искала способные и умные головы вузовской социологии страны. И находила их.
  • Это была система реального государственно-общественного управления образованием. Не было ни одного крупного события, не сопровождаемого социологическим обеспечением. Совещание ректоров, Съезд работников народного образования, Студенческий форум, заседание коллегии, – социологи программы всегда предоставляли актуальные сведения об общественном мнении и о мнении участников форумов. Это был шаг в институциализацию нового научного направления «социология форума».
  • Это была система обеспечения решений на перспективу. Программа, получив довольно приличную автономию, стала работать не по указке сверху, а на опережение социальной обстановки. Уже через год мы могли отвечать на вопросы руководителей Гособразования СССР о том, «что будет», а не только на банальные вопросы, «что есть». Программа отчётливо приобретала контуры прогнозного института.



    Наверх