Анатолий Александрович Овсянников
Овсянников Анатолий Александрович, доктор экономических наук, профессор Академии социального управления, профессор МГИМО, МГУ, АНХ, член правления Академии наук высшей школы.
Родился в 1950 году. Окончил в 1974 году с отличием Томский политехнический институт (прикладная математика), в ЦЭМИ АН СССР защитил кандидатскую (1979 г.) и докторскую (1989 г.) диссертации. С 1987 по 1990 годы – главный социолог Гособразования СССР, научный руководитель программы «Общественное мнение» Гособразования СССР, помощник министра.
Важный штрих биографии:
А.А. Овсянников прекрасно организовал Программу «Общественное мнение» и пользовался заслуженным авторитетом у коллег по совместной работе... Но все же некоторые участники Программы считали, что нормальных людей называют Александр Анатольевич, а не Анатолий Александрович.
Статьи А.А. Овсянникова, которые он захотел разместить на Сайте
Программы «Общественное Мнение»
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН: КТО И КАК ЕГО СДАЛ?
Статья получена 16 июня 2010 года
Система образования – это уникальный социальный институт. Его уникальность определяется тем, что он призван развивать и преумножать социальный капитал – неисчерпаемый ресурс, источник ничем не ограниченного развития. По системе образования можно судить не только о современном состоянии дел в стране и обществе, но о будущем. Система образования – это система проектирования и воспроизводства социального будущего. Мы обязаны считать систему образования уже по этому основанию, идеологическим институтом: в ней производятся идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие будущее общество в целом, и судьбу отдельных людей . Без системы социально значимых идеалов общества существовать не могут. Они распыляются в социальном атомизме, теряя объединяющие их силы идентичности . Особенно важно понимание такой роли системы образования в эпохи перемен. А эти перемены колоссальны. Страна осваивает некогда утерянные традиции и культуру самостояния, самодеятельности и предприимчивости, преодолевая иждивенчество и лень, разврат патернализма советских времён и отчуждение от Бога.
Образование – это институт формирования будущего. Как остроумно заметил по этому поводу известный российский психолог Л.С. Выгодский, ответ на этот вопрос предопределяет и роль образования: в одном случае, образование плетётся в хвосте развития общества, в другом – ведёт за собой общество. Это означает, что существует два способа ответа на вопрос о роли образования по проектированию будущих социальных реальностей.
Статья полностью   Единый Государственный Экзамен: кто и как его сдал?
Наверх
Вернуться на страницу: Персоналии
Фёдор Достоевский. Суждения о России, русских и русской культуре.
Тезисы непроизнесённого доклада по случаю обсуждения программы модернизации России. Москва, 1873 год
По моему бедному суждению, на просвещение мы должны ежегодно затрачивать, по крайней мере, столько же, как и на войско, если хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав… Ф. Достоевский, 1864 г.
Тезисы доклада Достоевского Ф. М. составлены из фрагментов его суждений, изложенных в «Дневниках писателя» и изданных издательством «Современник» в 1989 году. Составитель – профессор Овсянников А. А.
Статья получена 12 марта 2010 года
1. Способность быть гражданином — это и есть способность возносить себя до целого мнения страны.
Подумайте, откуда у нас взяться гражданам-то? Ведь сообразить только, что было вчера! Ведь гражданские-то права (да еще какие!) на него вдруг как с горы скатились. Ведь они придавили его, ведь они пока для него только бремя, бремя!
Русский народ, может быть, ощущает, что столько власти он получил как дар, но и чувствует, сверх того, что и получил-то их даром, то есть что не стоит он этих даров пока. Заметьте, это вовсе не значит, что и в самом деле он не стоит этих даров и что не надо или рано было одарять его; совсем даже напротив: это сам народ в своей смиренной совести сознает, что он недостоин даров таких,— и это смиренное, но высокое сознание народное о своей недостойности есть именно залог того, что он-то их и достоин. А покамест, в смирении своем, народ смущен. Кто заглядывал в сокровенные тайники его сердца? Может ли у нас хоть кто-нибудь сказать, что вполне знаком с русским народом?
Гражданские идеалы всегда прямо и органично связаны с идеалами нравственными… Политика же текущей практичности и беспрерывного бросания себя туда, где повыгоднее, где понасущнее, изобличает мелочь, внутреннее бессилие государства, горькое положение.
Статья полностью   Фёдор Достоевский. Суждения о России, русских и русской культуре. Тезисы непроизнесённого доклада
Наверх
Вернуться на страницу: Персоналии
СОЦИОЛОГИЯ СТОЛИЧНОСТИ: СМЫСЛЫ И СТРАТЕГИИ
Статья получена 26 февраля 2010 года
В статье приводятся аргументы относительно того, что под влиянием современной, подверженной ускорению и усложнению социокультурной динамики, представления о столичности существенно трансформируются. Это показывается на примере изменений общественного мнения о том, что представляет собой столичность в сравнении с тем, какой она виделась еще совсем недавно. Обосновывается, что к политическим и культурным структурно-функциональным атрибутам столичности ныне добавляются своеобразные имиджи, бренды столичности, как возникающие в процессе самоорганизации столичной жизни, так и специально создающиеся для реализации определенных политических целей, как правило, имеющих латентный характер.
Статья полностью   Социология столичности: смыслы и стратегии
Наверх
Вернуться на страницу: Персоналии
|