Персоналии




Главная страница
История программы «Общественное мнение»
Архивы программы «Общественное мнение»
Персональные страницы участников программы «Общественное мнение»
Новости
Статьи и идеи участников программы «Общественное мнение»
Предложения


Карта сайта

Напишите нам!

Анатолий Александрович Овсянников

А.А. Овсянников

Овсянников Анатолий Александрович, доктор экономических наук, профессор Академии социального управления, профессор МГИМО, МГУ, АНХ, член правления Академии наук высшей школы. Родился в 1950 году. Окончил в 1974 году с отличием Томский политехнический институт (прикладная математика), в ЦЭМИ АН СССР защитил кандидатскую (1979 г.) и докторскую (1989 г.) диссертации. С 1987 по 1990 годы – главный социолог Гособразования СССР, научный руководитель программы «Общественное мнение» Гособразования СССР, помощник министра.


Важный штрих биографии:

А.А. Овсянников прекрасно организовал Программу «Общественное мнение» и пользовался заслуженным авторитетом у коллег по совместной работе... Но все же некоторые участники Программы считали, что нормальных людей называют Александр Анатольевич, а не Анатолий Александрович.



Статьи А.А. Овсянникова, которые он захотел разместить на Сайте Программы «Общественное Мнение»


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН: КТО И КАК ЕГО СДАЛ?

Статья получена 16 июня 2010 года

Система образования – это уникальный социальный институт. Его уникальность определяется тем, что он призван развивать и преумножать социальный капитал – неисчерпаемый ресурс, источник ничем не ограниченного развития. По системе образования можно судить не только о современном состоянии дел в стране и обществе, но о будущем. Система образования – это система проектирования и воспроизводства социального будущего. Мы обязаны считать систему образования уже по этому основанию, идеологическим институтом: в ней производятся идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие будущее общество в целом, и судьбу отдельных людей . Без системы социально значимых идеалов общества существовать не могут. Они распыляются в социальном атомизме, теряя объединяющие их силы идентичности . Особенно важно понимание такой роли системы образования в эпохи перемен. А эти перемены колоссальны. Страна осваивает некогда утерянные традиции и культуру самостояния, самодеятельности и предприимчивости, преодолевая иждивенчество и лень, разврат патернализма советских времён и отчуждение от Бога.

Образование – это институт формирования будущего. Как остроумно заметил по этому поводу известный российский психолог Л.С. Выгодский, ответ на этот вопрос предопределяет и роль образования: в одном случае, образование плетётся в хвосте развития общества, в другом – ведёт за собой общество. Это означает, что существует два способа ответа на вопрос о роли образования по проектированию будущих социальных реальностей.


Статья полностью   Единый Государственный Экзамен: кто и как его сдал?


    Наверх


Вернуться на страницу: Персоналии


Фёдор Достоевский. Суждения о России, русских и русской культуре.

Тезисы непроизнесённого доклада по случаю обсуждения программы модернизации России. Москва, 1873 год

Ф.М. Достоевский
По моему бедному суждению, на просвещение мы должны ежегодно затрачивать, по крайней мере, столько же, как и на войско, если хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав…
Ф. Достоевский, 1864 г.

Тезисы доклада Достоевского Ф. М. составлены из фрагментов его суждений, изложенных в «Дневниках писателя» и изданных издательством «Современник» в 1989 году. Составитель – профессор Овсянников А. А.

Статья получена 12 марта 2010 года

1. Способность быть гражданином — это и есть способность возносить себя до целого мнения страны.

Подумайте, откуда у нас взяться гражданам-то? Ведь сообразить только, что было вчера! Ведь гражданские-то права (да еще какие!) на него вдруг как с горы скатились. Ведь они придавили его, ведь они пока для него только бремя, бремя!

Русский народ, может быть, ощущает, что столько власти он получил как дар, но и чувствует, сверх того, что и получил-то их даром, то есть что не стоит он этих даров пока. Заметьте, это вовсе не значит, что и в самом деле он не стоит этих даров и что не надо или рано было одарять его; совсем даже напротив: это сам народ в своей смиренной совести сознает, что он недостоин даров таких,— и это смиренное, но высокое сознание народное о своей недостойности есть именно залог того, что он-то их и достоин. А покамест, в смирении своем, народ смущен. Кто заглядывал в сокровенные тайники его сердца? Может ли у нас хоть кто-нибудь сказать, что вполне знаком с русским народом?

Гражданские идеалы всегда прямо и органично связаны с идеалами нравственными… Политика же текущей практичности и беспрерывного бросания себя туда, где повыгоднее, где понасущнее, изобличает мелочь, внутреннее бессилие государства, горькое положение.


Статья полностью   Фёдор Достоевский. Суждения о России, русских и русской культуре. Тезисы непроизнесённого доклада


    Наверх


Вернуться на страницу: Персоналии



СОЦИОЛОГИЯ СТОЛИЧНОСТИ: СМЫСЛЫ И СТРАТЕГИИ

Статья получена 26 февраля 2010 года

В статье приводятся аргументы относительно того, что под влиянием современной, подверженной ускорению и усложнению социокультурной динамики, представления о столичности существенно трансформируются. Это показывается на примере изменений общественного мнения о том, что представляет собой столичность в сравнении с тем, какой она виделась еще совсем недавно. Обосновывается, что к политическим и культурным структурно-функциональным атрибутам столичности ныне добавляются своеобразные имиджи, бренды столичности, как возникающие в процессе самоорганизации столичной жизни, так и специально создающиеся для реализации определенных политических целей, как правило, имеющих латентный характер.


Статья полностью   Социология столичности: смыслы и стратегии


    Наверх


Вернуться на страницу: Персоналии