Школа: проблемы обновления. Аналитическая записка по материалам социологического исследования (апрель-июль 1991 года). Руководитель исследования: В.С. Шувалова. Москва-Ульяновск. 1991 г.
В апреле-июле 1991 года было проведено Всесоюзное социологическое исследование «Школа: проблемы обновления». Программа и инструментарий подготовлены научно-исследовательской социологической лабораторией «Перспектива» Ульяновского политехнического института.
В исследовании принимали участие научные сотрудники Московского, Белорусского, Самарского, Ивановского, Ростовского, Таджикского, Днепропетровского, Ташкентского, Кемеровского, Карагандинского, Уральского, Харьковского, Челябинского, Нижегородского, Дальневосточного университетов; Ульяновского, Владимирского, Тульского, Ереванского, Саратовского, Каунасского, Вологодского политехнических институтов; Брестского, Луцкого, Киргизского, Одесского, Барнаульского педагогических институтов; Татарского института усовершенствования учителей, Ленинградского электротехнического института, Новосибирского института народного хозяйства, Московского авиационного института.
Исследование осуществлялось по квотной выборке. В ходе исследования, которое проводилось в 11 регионах страны: Европейской части РСФСР, Азиатской части РСФСР, Москве-Ленинграде, Белоруссии, Украине, Армении, Литве, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, – опрошено 757 педагогов, 758 родителей, 853 ученика старших классов.
Информация обрабатывалась в Ульяновском политехническом институте с использованием пакета программ математической статистики «SD».
Записку составили:
Овсянников А.А. – научный руководитель программы «Общественное мнение», докторэкономических наук, главный социолог Госкомобразования СССР
Шувалова В.С. – заведующая научно-исследовательской социологической лабораторией«Перспектива» Ульяновского политехнического института, кандидат философских наук
Шиняева О.В. – старший научный сотрудник научно-исследовательской социологической лаборатории «Перспектива» Ульяновского политехнического института
Зотова С.Г. – научный сотрудник научно-исследовательской социологической лаборатории «Перспектива» Ульяновского политехнического института
Алхасов А.Я. – социолог научно-исследовательской социологической лаборатории «Перспектива» Ульяновского политехнического института
Бурова С.Н. – заведующая лабораторией социологии культуры и быта Социологического научно-исследовательского центра Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук
Растова Л.М. – заведующая лабораторией «Социологии народного образования» Барнаульского государственного педагогического института, кандидат философских наук
Ахметзянова Л.М. – доцент Одесского педагогического института им. К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук
Гегель Л.А. – старший научный сотрудник лаборатории образования и воспитания студенческой молодежи Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Столярова И.Е. – старший научный сотрудник кафедры политологии и социологии Самарского государственного университета, кандидат философских наук
Быкова Е.Л. – социолог кафедры политологии и социологии Самарского государственного университета
Ступакова О.В. – научный сотрудник лаборатории «Социология народного образования» Барнаульского государственного педагогического института
Дорожкина З.А. – социолог научно-исследовательской лаборатории социологии образования Нижегородского государственного университета
Самойлова Э.М. – научный сотрудник лаборатории социологических исследований Татарского института усовершенствования учителей
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Нужны ли перемены в школе?
§ 1.1. Что или кто мешает работать учителю?
§ 1.2. Чем школа является для ученика, или почему пропадает интерес к учебе?
§ 1.3. Что стимулируют и от чего зависят выставляемые в школе оценки?
§ 1.4. Каких результатов достигают школьники в процессе обучения?
ГЛАВА 2. Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания
§ 2.1. Учитель и его предмет: идеалы и реалии
§ 2.2. Ученик и учитель: оценки и взаимодействия
ГЛАВА 3. Личность и коллектив: о самочувствии подростка в школе
ГЛАВА 4. Семья: ориентации в образовании и обучении
ГЛАВА 5. Пути обновления школы: предпочтения и приоритеты
§ 5.1. Какой должна быть новая школа?
§ 5.2. Готов ли учитель работать в новых условиях?
§ 5.3. Какие меры необходимы в школе в ближайшее время?
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Наверх
Аналитическая записка полностью: Школа: проблемы обновления (апрель – июль 1991 года)
Вернуться на страницу: Архивы 1991 – 2000 годы
|