|
Недельный бюджет времени студентов Советского Союза. Аналитическая записка по материалам социологического исследования (апрель 1989 года). Руководитель исследования: Ю.И. Леонавичюс. Каунас, 1991 год
Социологическое исследование «Недельный бюджет времени студентов» проведено в апреле 1989 года. Программа исследования и инструментарий разработаны сотрудниками лаборатории социологических исследований Каунасского политехнического института. В исследовании принимали участие научные сотрудники Белорусского, Воронежского, Дальневосточного, Днепропетровского, Ивановского, Иркутского, Казанского, Кемеровского, Киевского, Куйбышевского, Московского, Нижегородского, Пермского, Ростовского, Таджикского, Уральского, Харьковского, Ярославского, Томского университетов, Владимирского политехнического, Днепропетровского химико-технологического, Ереванского политехнического, Каунасского политехнического, Ленинградского политехнического, Ленинградского финансово-экономического, Ленинградского электротехнического, Омского политехнического, Тульского политехнического, Уфимского авиционного, Челябинского политехнического институтов.
Выборка опроса строилась как квотная, двухступенчатая. Расчеты выборки сделали сотрудники отдела экономической кибернетики НИИ автоматики и электромеханики при Томском институте АСУ и радиоэлектроники.
Во время исследования фиксировался недельный бюджет времени 530 студентов 1– 4 курсов 35 вузов страны (т.е. 4060 суточных бюджетов времени) и дополнительно 270 студентов 1 – 4 курсов вузов Литвы (т.е. 1890 суточных бюджетов времени).
Среди обследованных 580 студентов было: первого курса – 27,4 % , второго курса – 28,3 %, третьего курса – 20,2%, четвертого курса – 24,1%; женщин – 55,9%, мужчин – 44%, своего пола не указали – 0,1%; холостых (незамужних) – 84,8%, женатых (замужних) – 15,2%, 8,1% обследованных имели детей.
Перед поступлением в вуз обследованные окончили: техникум или другое специальное учебное заведение – 9,7%, общеобразовательную школу – 86%, среднее ПТУ – 3,4%, типа учебного заведения не указали – 0,9%. Перед поступлением в вуз респонденты: учились – 76,4%, работали – 24,7%, служили в советской армии – 11,7%, другое – 1,2%.
Средний бал оценок вступительных экзаменов в вуз обследованных таков: от 3 до 3,5 балл – 11,6%, от 3,6 до 4 баллов – 31,7%, от 4,1 до 4,5 – 30% , от 4,6 до 5 баллов – 25,3%, не указали – 1,4%. Средний бал оценок за последнюю сессию респондентов такой: до 3 баллов – 2,8%, от 3 до 3,5 балла – 13,8%, от 3,6 до 4 баллов – 25,7%, от 4,1 до 4,5 – 24,8%, от 4,6 до 5 баллов – 32,2%, не указали – 0,7%. Респонденты поступили на ту специальность, которую хотели приобрести – 69%, на близкую специальность – 21%, на другую специальность – 9,8%, не ответили – 0,2%.
Обследованные студенты жили: в общежитии – 47,9%, в квартире родителей, родственников – 44,5%, снимали жил. площадь – 4,7%, другое – 2,6%, не указали – 0,3%. Родители, родственники оказывали обследованным студентам такую материальную помощь: обеспечивали питанием, одеждой, обувью – 74,3%, платили за жил. площадь – 21,9%, давали деньги – 68,4%, другую – 2,2%, материальной помощи не получали – 1,6%, не ответили – 0,2%. Свои материальные условия респонденты оценили так: хорошие – 38,1%, удовлетворительные – 49%, плохие – 12,8%, не ответили – 0,1%.
Обследованные студенты пользовались таким культурно-бытовым инвентарем: личной библиотекой, книгами – 73,3%, музыкальными инструментами – 28,1%, радио, телевизором – 69%, магнитофоном, проигрывателем – 70%, фотоаппаратом, кинокамерой – 26,7%, швейной, вязальной машиной – 23,4%, стиральной, холодильником, пылесосом, кухонной техникой – 56,7%, туристическим инвентарем – 9,3%, велосипедом, лодкой – 10,2%, спортивным инвентарем – 14,7%, мопедом, мотороллером, мотоциклом, моторной лодкой – 3,4%, легковым автомобилем – 6,7%, другими – 1,2%, не ответили – 0,5%.
Занятие респондентов физической культурой и спортом: физическим воспитание по расписанию занятий вуза – 62,2%, в группе спортивного мастерства (совершенствования) – 14,1%, в спец. группах (группах здоровья) – 8,4%, другими – 15,9%, физической культурой и спортом не занимались – 10%, не ответили – 0,5%. Состояние здоровья респондентов: хорошее – 60,2%, удовлетворительное – 36,6%, неудовлетворительное – 2,8%, не указали – 0,4%.
Отношение респондентов к приобретаемой специальности таково: очень нравиться – 7,4%, нравиться – 44%, трудно сказать – 27,1%, не очень нравиться – 7,4%, совершенно не нравиться – 1%, не ответили – 0,3%. Мнение респондентов об использовании своего свободного времени: вполне удовлетворен – 6,6%, в основном удовлетворен – 37,4%, иногда удовлетворен – 35,8%, неудовлетворен – 20,2%. Оценка респондентов своей загруженности в течение учебного дня: сильно загружен – 23,1%, нормально загружен – 69,4%, недостаточно загружен – 7,2%, не ответили – 0,3%.
На вопрос «учитесь ли Вы в меру своих сил и способностей?» респонденты ответили так: всегда – 9%, часто – 42,4%, изредка – 45%, иногда – 3,3%, не ответили – 0,3%. Обследованные студенты изъявили желание уделить больше времени следующим видам своей жизнедеятельности: учебе по расписанию – 22,6%, самостоятельной подготовке к занятиям – 65,9%, подготовке к зачетам, экзаменам – 60,9%, научно-исследовательской работе – 30,9%, общественной работе – 9,7%, хозяйственно-бытовой работе – 17,9%, сну – 26%, питанию – 19,1%, чтению газет и журналов – 64,1%, чтению общественно-политической литературы – 49,1%, чтение литературы по естествознанию – 23,8%, чтению литературы по точным наукам – 21,2%, литературы об искусстве, музыке, литературе – 51%, чтению художественной литературы – 79%, чтению исторической и географической литературы – 27,9%, просмотру кинофильмов – 41,7%, посещению спектаклей и концертов – 67,9%, посещению музеев, выставок – 50,5%, приобретению покупок – 15,9%, слушанию научно-популярных лекций – 15,2%, слушанию радиопередач – 12,8%, просмотру телепередач – 22,9%, слушанию магнитофонных записей – 28,3%, музыке – 39,7%, искусству ( живописи, скульптуре и т.д.) – 21,4%, приобретение другой специальности – 22,9%, туризму, путешествиям – 54%, техническому творчеству – 17,4%, любительским занятиям (фото, радио, рукоделие и т.д.) – 49,8%, посещению спортивных игр – 36,9%, пассивному отдыху – 7,9%, встречам с друзьями – 59,8%, занятиям физкультурой и спортом – 59,7%, занятиям в художественной самодеятельности – 9,8%, танцам – 19%, прогулкам – 56,4%, посещениям кафе, ресторанов – 17,9%, посещению вечеров отдыха – 25,7%, настольным играм – 9%, другим видам деятельности – 7,2%.
Во время обследования недельного бюджета времени студентов исследовали и некоторые психологические особенности респондентов (интраверсию - экстраверсию, эмоциональную стабильность - нестабильность и определенный комплекс поведенческих особенностей, связанных с активностью личности). Респонденты по психологической особенности интравентированности - энерговертированности в диапазоне 0 – 24 баллов распределились по следующим группам так: от 0 до 7 баллов – 16,9%, от 8 до 16 баллов – 79,8%, от17 до 24 баллов – 8,5%. Респонденты по эмоциональной стабильности - нестабильности в диапазоне 0 – 24 распределились по следующим группам так: 0 до 7 баллов – 16,9%, то 8 до 16 баллов – 68,6%, от 17 до 24 баллов – 14,5%. Респонденты по особенностям поведения в диапазоне 0 – 21 балл распределились по следующим группам так: от 0 до 6 баллов – 5,3%, от 7 до 14 баллов – 76,8%, от 15 до 21 баллов – 17,9%. Респонденты по шкале социальной приемлемости в диапазоне 0 – 9 баллов распределились по следующим группам так: от 0 до 2 баллов – 36%, от3 до 6 баллов – 61,2%, от 7 до 9 баллов – 2,8%.
Исследование проведено по плану Головного совета программы «Общественное мнение» Гособразования СССР.
В данном отчёте представляются результаты исследования недельного бюджета времени 580 студентов 35 вузов.
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДЕЛЬНОГО ФОНДА ВРЕМЕНИ (166 ЧАСОВ) СТУДЕНТОВ
1.1. Затраты времени на учебу в пределах учебных планов и учебных программ и на виду деятельности, связанные с выполнением учебных планов и учебных программ
1.2. Затраты времени на труд в государственных, кооперативных и других учреждениях, организациях и на труд в домашнем хозяйстве
1.3. Затраты времени на покупки товаров к посещению бытовых и других учреждений
1.4. Затраты времени на удовлетворение физиологических потребностей
1.5. Затраты времени на общественную деятельность
1.6. Затраты времени на учебу и самообразование в свободное время
1.7. Затраты времени пользование средствами массовой информации, чтение книг
1.8. Затраты времени на посещение учреждений культуры и другие виды досуга
1.9. Затраты времени на физкультуру, спорт и активный досуг
1.10. Затраты времени на другие виды деятельности
ЧАСТЬ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДЕЛЬНОГО ФОНДА ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ НА НЕКОТОРЫЕ ГРУППЫ ИХ ВИДОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ
Наверх
Аналитическая записка полностью: Недельный бюджет времени студентов Советского Союза (апрель 1989 года)
Вернуться на страницу: Архивы 1991 – 2000 годы
|